Научная статья на тему 'Образ самопрезентации (аватара) как фактор формирования первичного доверия/недоверия субъекту интернет-коммуникации'

Образ самопрезентации (аватара) как фактор формирования первичного доверия/недоверия субъекту интернет-коммуникации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
926
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ / АВАТАРА / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / ПЕРВИЧНОЕ ДОВЕРИЕ / КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ФАКТОРЫ ДОВЕРИЯ/НЕДОВЕРИЯ / "PROFILE PIC" / FACTORS OF TRUST/DISTRUST / IMAGE OF SELF-PRESENTATION / INTERNET COMMUNICATION / PRIMARY TRUST / QUALITATIVE ANALYSIS / IDENTITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зайцева Юлия Евгеньевна

В данной статье автор анализирует аватару (фотографию или символическое изображение, репрезентирующее субъекта интернет-коммуникации) как образ самопрезентации, выполняющий регуляторные функции в общении. Приводится типология аватар с учетом степени анонимности, обращенности к субъекту коммуникации, вида идентичности автора с образом. Анализируются виды и факторы формирования доверия в интернет-среде. Оценивается степень доверия и недоверия блоггеру на основании первого впечатления от аватары: к истинности излагаемых им фактов, правильности оценок, искренности чувств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image of self-presentation (profile pic) as a factor of primary trust/distrust in Internet communication

The main concern of the article is "profile pic" (photoor symbolic image representing a subject of Internet communication). It considers it as a way of self-presentation with specific regulation functions in the process of communication and suggests an empirical classifi cation of profile pictures according to the measure of anonymity, invocation, type of identity (symbolic/realistic, group/individual). In addition, it reveals types and factors of trust and distrust in Internet communication and estimates the level of trust and distrust based on the first impression provoked by a userpic in terms of the veracity of facts, accuracy of estimations and sincerity of emotions.

Текст научной работы на тему «Образ самопрезентации (аватара) как фактор формирования первичного доверия/недоверия субъекту интернет-коммуникации»

УДК 159.9.072.433

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2012. Вып. 1

Ю. Е. Зайцева

ОБРАЗ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ (АВАТАРА)

КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНОГО ДОВЕРИЯ/НЕДОВЕРИЯ СУБЪЕКТУ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ1

Современное состояние проблемы

Активность интернет-пользователей растет с каждым годом. Чуть более пяти лет назад понятия «блогосфера», «интернет-дневники», «социальные сети» требовали специальных пояснений как для широкой публики, так и для научного сообщества [1], сейчас подрастает поколение людей, не представляющих своей жизни без интернет-коммуникации, без возможности самореализации в блогосфере. Техническое обеспечение опосредованной коммуникации позволяет реализовать мечту людей о возможности вступать в контакт без учета пространственных ограничений. Причем речь идет не только о границах физических пространств (разные континенты, страны, города), но и о непересекающихся социальных или социально-экономических слоях — очень мала вероятность реальной встречи многих людей в одном месте и времени в силу социальных ограничений и различий в образе жизни. Все эти люди получили потенциальную возможность вступить в коммуникацию внутри глобальной эгалитарности виртуального пространства. Однако потенциальное равенство и отсутствие явных маркеров социальной идентичности заставляет искать другие средства трансляции социальных ожиданий.

Феномены общения в текстово-образной среде блогосферы являются отражением сложившихся за тысячелетия существования инстинктивных и культурно-опосредованных особенностей коммуникации, а также новых средств их реализации.

Задачей настоящего исследования является анализ психологических средств, предоставляемых интернет-средой, и вызываемых ими особенностей самопрезентации участников интернет-коммуникации на примере выбора аватары как виртуального средства первичной самопрезентации при вступлении в контакт с неизвестным участником социальной сети. Анализ взаимосвязи феноменов доверия/недоверия и особенностей самопрезентации участников интернет-коммуникации необходим, чтобы эксплицировать меру непосредственного перенесения в виртуальную среду сложившихся психологических закономерностей общения, выявить особенности их адаптации к гипертекстовому пространству. Возможно, он позволит стать свидетелями отказа от части существовавших социально-психологических наработок личности или даже (что, конечно, еще менее вероятно, но заманчиво) зарождения новых.

Одной из основополагающих общепсихологических закономерностей [2] общения является требование к сочетанию некоторой меры единства (схожести) субъектов общения с некоторой мерой различий как необходимое условие начала субъект-

1 Исследование проведено при поддержке гранта РГНФ № 10-06-00354а «Феномен доверия в публичной интернет-коммуникации». © Ю. Е. Зайцева, 2012

субъектного взаимодействия. Единство субъектов как основание коммуникации — необходимое условие минимального взаимопонимания. Без различий не могут быть реализованы базовые функции общения. К таким функциям относят информационно-коммуникативную (обмен информацией, фактами), регуляционно-коммуникативную (соотнесение с групповыми нормами и взаимная коррекция поведения) и аффективно-коммуникативную (отражение и трансляция эмоций и чувств, в том числе с целью получения взаимоподдержки). Общение (дискурс) может анализироваться на трех уровнях: общение с другими людьми как сторона образа жизни (макроуровень), общение как последовательность контактов (мезоуровень) и исследование отдельных циклов общения (микроуровень).

Анализ феноменов доверия/недоверия в коммуникации вынужденно затрагивает все уровни реализации личности в процессе общения. На макроуровне доверие/недоверие к другим людям, к себе и к миру в целом отражает систему субъективных отношений личности. Здесь оно выступает в роли диспозиции, устойчивой переменной, оказывающей влияние на выбор стратегии коммуникации в целом. Такое «диспози-циональное» доверие будет проявляться, например, в выборе (отчасти неосознаваемом) особенностей самопрезентации. В рамках интернет-среды мы ожидаем воспроизведения типичных паттернов трансляции своих ожиданий от взаимодействия с партнером, характерных для невиртуального общения и реализуемых специфическими тексто-визуальными средствами.

Мезоуровень общения, отражая сложившиеся уже в данной среде привычку и опыт коммуникации, будет являться основанием для формирования так называемого «системного» (А.-Р. Альфарез, С. Хейлс) [3] или «институционального» (Д. Макнайт, Л. Куммис, Н. Червани) [4] доверия. Оно заключается в безличной уверенности в возможности доверять системе коммуникации и транзакций в целом, будь то банковская система или система языковая, социокультурный или локальный дискурс. Мы можем наблюдать такой тип доверия на примере убеждений в наличии «принципиальных различий между виртуальным и реальным образом человека» (не так уж редко встречающееся стереотипное убеждение [см. напр.: 5]). В этом случае недоверие будет отражать убеждение не столько в «лживости» людей, сколько в неадекватности средств решения коммуникативных задач посредством Интернета. В отношении образа самопрезентации, как уже было сказано ранее, проявлением «системного» доверия/недоверия будет представление о несоответствии образа самопрезентации (аватары) автору блога, несоответствия, с одной стороны, нормативного («В Интернете все врут»), а с другой — безнаказанного при отсутствии привычных средств проверки. Опыт позитивной коммуникации в данной среде может способствовать формированию системного доверия. Другим способом построения системного доверия является анализ адекватных средств и контекста (дискурса) интернет-коммуникации. Последнее может рассматриваться в качестве дополнительной задачи и одного из возможных способов практического применения результатов настоящего исследования.

Микроуровень исследования общения предполагает анализ отдельных актов коммуникации. П. Штомпка [6] выделил несколько уровней формирования межличностного доверия на различных этапах взаимодействия. Изначальное доверие к человеку формируется на основе так называемого «первичного импульса доверия». «Определяющее значение на этом этапе принадлежит характеристикам внешности и поведения, в том числе статусным и социально-ролевым. В дальнейшем "подключаются" такие

факторы, как репутация, отзывы других и рекомендации» [цит. по: 7, с. 39]. Первичный импульс доверия подвержен влиянию социальных установок, в том числе стереотипов и предубеждений субъекта в отношении объекта доверия или социальной группы, к которой он принадлежит. Факторами формирования вторичного уровня доверия выступают ситуативные и контекстуальные, отражающие непосредственный опыт взаимодействия. Здесь существенны полнота и доступность информации об участниках взаимодействия, например, ясный отчетливый статус другого человека, прозрачность структуры и нормативов системы коммуникации. П. Штомпка отмечает, что следующий (третичный) уровень в структуре доверия строится уже не на впечатлениях или импульсах, а на рациональной оценке действий индивида, оправдывающего или не оправдывающего доверие.

Эмпирическое исследование № 1

Объектом эмпирического исследования стали 879 образов самопрезентации (ава-тар), размещенных в социальной сети «Вконтакте».

Предметом нашего исследования являлось формирование первичного импульса доверия средствами интернет-коммуникации. В качестве основного из таких средств мы рассмотрели аватару — изображение, выбираемое субъектом коммуникации для представления себя как автора блога или страницы в социальной сети, сопровождающее все его комментарии на страницах других авторов. В качестве аватары человек имеет возможность выбрать не только свою личную фотографию (некоторые интернет-ресурсы настоятельно рекомендуют это), но и любое другое изображение. Автор может также произвольно изменять свою аватару.

Результаты исследования

На основе анализа аватар, последующей экспертной оценки их группой экспертов-психологов и результатов работы фокус-группы нами были выделены наиболее типичные для данной социальной сети (по мнению некоторых экспертов, и блогосфе-ры в целом) 14 видов аватар. Результаты оценки самопрезентаций (аватар) данных видов по следующим параметрам: 1) степень анонимности; 2) обращенность к субъекту общения («призыв к контакту»); 3) тип идентичности — индивидуальная/групповая, фактическая/символическая (фото/образ) — отражены в табл. 1 с учетом степени выраженности.

Обобщение указанных выше 14 видов по параметрам анонимности, обращенности к субъекту контакта и типу идентичности позволило нам выделить 6 существенно различающихся типов, представленных в табл. 2. Если рассматривать меру анонимности и активности контакта как противоположно направленные динамические силы, то суммарная «валентность» этих параметров для определенного вида (типа) аватары может говорить о транслируемой готовности/неготовности к доверительному (открытому) взаимодействию с неизвестным партнером по интернет-коммуникации, а суммарное значение по модулю о внутренней «напряженности» данных динамических тенденций.

Анонимность («не узнай меня») Призыв к контакту («смотри на меня») Идентичность

Виды аватар Групповая/индивидуальная («с кем-то еще» / «с самим собой») Фактическая/ символическая (фото/образ)

1. Лицо крупным планом, обращен- И Ф

ное к вам (фотография)

2. Лицо крупным планом, не обращенное к вам (фотография) - - И Ф/С (если передает «настроение»)

3. Лицо крупным планом, но частич- Ф/С (если

но скрытое (за темными очками, чел- И персонаж

кой, каким-то предметом), фотография представлен «в образе»

4. Лицо крупным планом, но видна

только небольшая его часть (только ++ ++ И С

глаза, губы, волосы), фотография

5. Фотография в полный рост, обра-

щенная к вам (лицо видно в меньшей - + И Ф

степени, но узнать можно)

6. Фотография в полный рост

издалека (узнать можно только по + - И Ф

фигуре)

7. Фотография в полный рост, но со

спины или видна только часть чело- ++ - - И С

века

8. Фотография вместе с друзьями,

молодым человеком / девушкой, членами семьи (автор блога в центре или - + Г/И Ф

крупным планом)

9. Фотография вместе с друзьями,

молодым человеком / девушкой, чле- Г Ф

нами семьи (без личного знакомства

не определить кто из них автор блога)

10. Фотография близких (ребенка,

члена семьи) или лично значимого

(домашнего животного, личного ав- ++ + Г Ф/С

томобиля, мест и т. п.), автора блога

на фото нет или очень плохо видно

11. Картинка, фотография героя

кино- или мультфильма и т. п., из- ++ - Г/И С

вестного персонажа

12. Картинка с несколькими персо-

нажами, «прикольное» изображение, ++ + Г/И С

картина-настроение

13. Символ ++ - Г С

14. Отсутствие изображения, авата-ры, «вопросительный знак» +++ - - ? (Г/И) ? (Ф/С)

Примечания: знаки «+» и «-» обозначают наличие/отсутствие данного признака («послания»); их количество — степень интенсивности данного «сообщения»; знак «?» — невозможность установить; Г/И и Ф/С — виды идентичности по первым буквам.

Таблица 2. Типы образов самопрезентации (аватар)

Типы аватар Анонимность Контакт Идентичность Индивидуальная/ групповая; фактическая/ символическая Виды аватар

1. Лицо человека, представленное на фото целиком - - + + И Ф 1

2. Лицо или фигура человека, изображенная в большей + - И Ф(С) 2, 3, 5, 6

своей части

3. Лицо или фигура человека, изображенная фрагмен- + + + - И С 4, 7

тами, спиной

4. Группа людей + - + Г(И) Ф 8, 9

5. Картинка, персонаж, символ + + + - Г(И) С 10, 11, 12, 13

6. Нет изображения + + + - - ? 14

Примечания: знаки «+» и «-» обозначают наличие/отсутствие данного признака («послания»); их количество — степень интенсивности данного «сообщения»; «?» — невозможность установить; Г/И и Ф/С — виды идентичности по первым буквам.

Обсуждение результатов

Анализируя данные, представленные в таблицах, мы можем увидеть, что по параметрам анонимности и активности контакта изображение фрагментов своего тела крупным планом и образ себя со спины идентичен символическому представлению себя через картину, персонажа, символ или иной образ культуры. Минимальная анонимность и максимальная готовность к контакту, характерная для изображения лица крупным планом, обращенного в камеру (1-й вид), с учетом описанных выше тенденций может свидетельствовать о наибольшей готовности к открытому/доверительному контакту. Безусловно, необходимо учитывать (многие участники исследования отмечали этот факт) также и характер фотографии, выражение лица, взгляда и т. п.

О доверительной готовности к контакту будут свидетельствовать фотография в полный рост обращенного к камере человека (черты его лица хорошо различимы, 5-й вид) и фотография автора блога в окружении друзей, семьи или любимых, где он/ она находятся в центре или выделены крупным планом (8-й вид). Если учесть, какое количество значимой для нас в процессе коммуникации невербальной информации несет лицо человека, данные закономерности представляются естественным отражением невиртуального общения.

Амбивалентные чувства по поводу предстоящего контакта (сочетание доверия и недоверия) транслируются при помощи демонстрации лица, изображенного крупным планом, но обращенного не в камеру (2-й вид), человека, затерянного среди группы близких людей (9-й вид), а также фрагментов лица или тела (4-й вид). В ходе ин-

тервью некоторые респонденты отмечали, что отдельное изображение глаз вызывает большее доверие. В аватаре 2-го вида мы видим не только готовность быть узнанным, но и снижение интенсивности контакта за счет отведенного от «собеседника» взгляда. В аватаре 9-го вида узнаваемость ограничена принадлежностью к группе знакомых. Для «чужаков» автор остается анонимным, при максимальной честности и открытости для представителей группы «своих». Контакт, как правило, достаточно открытый (взгляд прямой), однако не «тет-а-тет», а от лица «группы».

Наиболее напряженным в динамике противоречий является 4-й вид аватары. Он сочетает предельную анонимность (почти невозможность быть узнанным) с откровенностью (детальный, пристальный взгляд на части собственного тела, особенно часто встречаются глаза, рот или волосы, реже — кисть руки или ступня) и явным (отчасти демонстративным) призывом обратить на себя внимание. Вероятно, возможна детализация данного вида аватары в зависимости от демонстрируемого фрагмента и его функции, однако это требует дальнейшего исследования.

Наличие доверия и лишь незначительное преобладание над ним недоверия в предстоящем контакте с незнакомыми членами интернет-сообщества считывается с аватар, изображающих реальных домашних любимцев, детей, автомобили, любимые места и пр. автора (10-й вид). Как и в рассмотренном выше случае, узнаваемость сохраняется только в группе «своих», однако мера «доверия к себе» несколько меньше. Автор исключает свое изображение из самопрезентации, предпочитая идентифицировать себя со значимыми отношениями. Аналогично «карикатурное» или отражающее определенное настроение изображение (12-й вид) не позволяет отождествить автора с его физическим реальным Я. Виртуальная коммуникация пространственно разведена с реальной, но позволяет идентифицировать значимые для коммуникации аспекты его системы отношений. Как в первом, так и во втором случаях авторы самопрезентаций заинтересованы в «слушателе», вступают с ним в диалог самой аватарой, различаются, скорее, статегии «самосохранения». В первом случае аватара обращена к аудитории «реальных» знакомых и ограничена ими, во втором автор демонстрирует готовность общаться с широким кругом виртуальных знакомых (но без «допуска» их в свою реальную жизнь).

Еще большее преобладание недоверия над доверием отмечается экспертами на аватарах, где представлены фотографии лиц людей, изображенных крупным планом, но все же частично скрытых темными очками, челкой, платком, предметом из-за которого человек выглядывает и т. п. (3-й вид), а также в случаях, когда человек виден издалека, узнать его можно только по фигуре (6-й вид). На аватарах 3-го вида заметна готовность быть узнанным, но в то же время возможность «быть принятым за другого», снижение интенсивности контакта за счет взгляда «из-за препятствия» (возможность прервать контакт по собственному желанию, «скрыться, спрятаться, бросив взгляд»). На аватарах 6-го вида узнаваемость часто ограничивается кругом «близких» людей. В некоторых случаях можно увидеть сходство аватар данного вида с аватарами 10-го вида. В обоих случаях присутствует желание продемонстрировать пейзаж, ситуацию. Очевидно также сходство с аватарами 12-го вида, при выраженном стремлении передать настроение данное изображение отображает и другое, менее отчетливое, труднее распознаваемое «послание» — меньшую заинтересованность в диалоге с собеседником.

Одинаковую степень закрытости и анонимности показали абстрактные символические изображения, используемые в качестве аватары (13-й вид), и изображения известных анимационных или киноперсонажей, героев (11-й вид). Вступающий в контакт человек воспринимается как «маска», отражающая определенную идеологию, что позволяет партнеру по общению предсказывать его реакции и поведение. В данном случае можно отметить достаточную степень виртуализированности личности (возможную, хотя и не обязательную диссоциацию с образом реальной личности), а также недоверия к партнерам по взаимодействию, отсутствия готовности к изменениям в результате контакта в реальной жизни (по правилам вневиртуального пространства).

Еще большую степень недоверия в контакте, по мнению экспертов и членов фокус-группы, демонстрируют люди, максимализирующие степень неопределенности своего образа, явно указывающие на вашу несостоятельность в предсказании их поведения с одной стороны, и на свою незаинтересованность в контакте — с другой. Речь идет об аватарах, где человек изображен обращенным спиной к «собеседнику» (7-й вид), или изображение отсутствует вовсе (14-й вид). Последнее может рассматриваться как самостоятельный вид самопрезентации только при условии, что это сознательный выбор, а не временная мера, техническая некомпетентность субъекта общения.

Таким образом, по степени напряженности динамики доверия/недоверия к потенциальному субъекту интернет-общения в качестве наиболее отчетливо передающих содержащиеся в них «послания» воспринимаются следующие виды аватар:

1. Лицо крупным планом, смотрящее на вас (1-й вид), — как показатель готовности к активному доверительному взаимодействию.

2. Отсутствие изображения, аватары (14-й вид) и изображение автора со спины (7-й вид) — как показатель сильного недоверия и неготовности к общению.

3. Изображение крупным планом небольшой части лица, тела (глаз, губ, кисти руки, ступни, волос и т. п.) — как показатель внутренне противоречивого напряженного амбивалентного желания вступления в контакт и недоверия к партнеру.

Полученные данные соответствуют базовым закономерностям восприятия образов невербальной коммуникации [7].

В качестве посланий средней силы воспринимаются изображения и картинки, заменяющие фотографию (виды 11-й, 12-й, 13-й), а также фотографии детей, домашних животных, близких и т. д. (10-й вид), как несущие значимую дополнительную информацию о будущей коммуникации, привлекающие внимание и требующие расшифровки.

Остальные фотографии на аватарах воспринимаются как несущие не очень яркое «послание». Возможно, не требующее специального учета при взаимодействии.

Результаты сравнительного частотного анализа типов аватар (см. табл. 3) с учетом гендерных различий показали, что наиболее распространенными видами являются аватары, демонстрирующие готовность к доверительному общению и низкий уровень недоверия (открытое лицо крупным планом) и сочетающие высокий уровень недоверия со средним уровнем доверия (лицо или фигура, отчасти скрытая, или картинка, изображение, символ). У женщин обнаруживается не выраженная тенденция транслировать незначительное превышение уровня недоверия над доверием (открытость, с возможностью «ухода»), у мужчин — более существенная (закрытость, с возможностью «раскрытия»).

Таблица 3. Результаты сравнительного частотного анализа типов аватар в сети «Вконтакте»

с учетом гендерных различий

Типы аватар Мужчины (частота) Женщины (частота) Мужчины (%) Женщины (%)

Тип 1 55 218 27,2 31,2

Тип 2 41 214 20,3 30,6

Тип 3 44 43 21,8 6,4

Тип 4 3 32 1,5 4,7

Тип 5 56 151 27,7 21,6

Тип 6 3 19 1,5 2,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итого 202 677

Отмечены также различия в распределении встречаемости типов и видов аватар в зависимости от зоны социальной сети (различные сообщества, списки друзей). Например, среди аватар сообщества «Миры Вампиров» преобладали образы 5-го типа. В распределении аватар друзей активного участника сообщества «Мир восточного танца» доминировали женские образы 2-го типа. Однако для проверки достоверности обобщений, сделанных в результате этих наблюдений, необходимо проведение дополнительной серии исследований.

Эмпирическое исследование № 2

Оптимальное соотношение доверия и недоверия — необходимое условие адекватного взаимодействия в современном мире. Они не могут рассматриваться как два полюса одного континуума, мы вынуждены учитывать их как два независимых фактора, баланс которых приводит к наиболее эффективному вступлению к коммуникацию [8].

Реализуя три основные функции общения: информационно-коммуникативную (обмен информацией, фактами), регуляционно-коммуникативную (соотнесение с групповыми нормами и взаимная коррекция поведения) и аффективно-коммуникативную (отражение и трансляция эмоций и чувств, в том числе с целью получения взаимоподдержки), — субъект интернет-коммуникации может выступить в качестве преимущественного исполнителя той или иной функции. Блоггер (автор страницы в социальной сети) — функции очевидца и транслятора фактов (информационно-коммуникативная функция, или блог как СМИ), эксперта и транслятора интерпретаций, оценок и рекомендаций (регуляционно-коммуникативная функция, или транслятор групповых норм), переживающего и выражающего эмоции, чувства, реакции (аффективно-коммуникативная функция, или творчество, искусство). Нами были проанализированы готовность «зафрендить» (поведенческая составляющая доверия в интернет-коммуникации), а также субъективная оценка (по шкале Ликерта) доверия/недоверия блоггеру, которого человек лично не знает, однако объективного основания не доверять ему нет («френд вашего френда») в отношении:

— истинности излагаемых в блоге фактов;

— правильности оценок и рекомендаций;

— искренности отражения эмоций, чувств в зависимости от его образа самопрезентации (аватары).

Целью данного исследования было выявление взаимосвязи вида и типа аватары, а также меры ее схожести с собственной на готовность сформировать первичное, ни на чем кроме данного образа не основанное, доверие/недоверие к блоггеру, реализующему различные функции коммуникации. Анализировались такие параметры аватары как мера анонимности, активность обращенности к субъекту общения (призыв к контакту), тип идентичности — индивидуальная/групповая, фактическая/символическая (фото/образ).

В качестве объектов оценивания предъявлялись описания 6 типов и 14 видов ава-тар, представленные выше. Нами использовались описания, а не реальные аватары для того, чтобы исключить неконтролируемые факторы влияния внешности изображенного субъекта коммуникации и субъективного отношения к содержанию символического изображения на результаты исследования. Такое решение было принято после серии пилотажных исследований с использованием реальных аватар.

Выборку составили 33 человека в возрасте 18-24 лет.

Методики и процедура исследования

В качестве возможных опосредующих факторов учитывались роль личностной диспозиции базового доверия другому (незнакомому) человеку (методика «Вера в людей» М. Розенберга, самооценка «доверчивости») и ее проявление в интернет-коммуникации (открытость/закрытость блога для чтения и комментирования, готовность добавить «в друзья» незнакомого человека, системное доверие/недоверие соответствию виртуального образа субъекта интернет-коммуникации реальному).

Результаты исследования

Предложенная типология может служить основанием для построения пространства психологической дистанции (схожести/отличия) образов субъектов интернет-общения. Мера доверия/недоверия фактам, оценкам, эмоциям партнера по общению зависит от данной психологической дистанции (коэффициент корреляции Спирмена равен 0,46, p < 0,05).

Обсуждение

Оценка степени доверия блоггеру на основании первого впечатления от аватары в среднем снижается по мере увеличения анонимности, отказа от контакта, преобладания групповой идентичности над индивидуальной и символической идентичности над фактической, транслируемой его аватарой, что однако происходит неравномерно в отношении доверия к фактам и их истинности, правильности мнений, искренности чувств.

Личностные диспозиции доверия к людям, системе интернет-коммуникаций существенно опосредуют принятие решения об открытой/ограниченной и контролируемой коммуникации в интернет-среде.

Планируется продолжить исследования связи образа самопрезентации с факторами формирования доверия/недоверия в интернет-коммуникации. В следующей се-

рии исследований будут проанализированы связь образа самопрезентации (аватары) с предпочитаемым типом Я-нарратива (проактивного/защитного) [9] в текстовой самопрезентации автора, а также особенности формирования вторичного доверия по результатам социальной активности участника интернет-коммуникации.

Литература

1. Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность: сб. статей / под ред. В. Л. Волохонского, Ю. Е. Зайцевой, М. М. Соколова. СПб., 2006. 196 с.

2. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 443 с.

3. Alfarez A.-R., Hailes S. Supporting Trust in Virtual Communities // In Proceedings, Hawaii International Conference on System Sciences, Jan 4-7, 2000, Maui, Hawaii.

4. Trust and Governance // V. Braithwaite and M. Levi, eds. Russell Sage Foundation. New York, 1998.

5. Зайцева Ю. Е. Виртуализируема ли личность? // Материалы международной научно-практической конференции «Ананьевские чтения-2006». СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. С. 3032.

6. Sztompka P. Trust: A Sociological Theory. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. 214 р.

7. Щипицина Л. М., Защиринская О. В. Невербальное общение у детей при нормальном и нарушенном интеллекте. СПб.: Речь, 2009. 128 с.

8. Купрейченко А. Б. Психология доверия и недоверия. М.: Изд-во ин-та психол. РАН, 2008. 571 с.

9. Trzebinski J. Narrarive Self, understanding and action // The Self in European and North American culture: Development and processes. London: Kluver Academic Publishers, 1995. Р. 73-89.

Статья поступила в редакцию 14 ноября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.